Ninja Theory на пару с Xbox Game Studios выпустили Senua’s Saga: Hellblade 2 — продолжение похождений кельтской воительницы, историю которой называют «инди-игрой AAA-класса». Действие с шотландских островов перемещается в Исландию, графику перетащили на новые рельсы, а Сенуа отправляется в новое жуткое путешествие. Прошли игру до конца и рассказываем, насколько удачным вышел этот мрачный трип.
Hellblade: Senua’s Sacrifice, которая вышла в 2017 году, дала геймерам две свежие вещи. Во-первых, показала «трушную» языческую Скандинавию. Во-вторых, дала поиграть за героиню, которая имеет психическое расстройство.
Сенуа — дочь жестокого друида и женщины, которая также страдала чем-то, похожим на шизофрению. Для понимания обстановки в семье главной героини: отец Сенуа сжег ее мать живьем на костре, а дочь истязал, пытаясь выбить из нее «тьму».
Лучиком света для девушки был только ее возлюбленный, Диллион. Но все рассыпалось, когда на деревню Сенуа напали викинги, а Диллиона казнили. Героиня считает, что мужчину еще можно вернуть к жизни, поэтому берет его голову и отправляется в гости к Хель, богине смерти.
Спутниками девушки становятся голоса в голове. Они постоянно что-то нашептывают Сенуа: как советы и размышления, так и всякие гадости. В их компании воительница спускается в скандинавский ад — но только для того, чтобы понять, что мертвых уже не вернуть.
Поэтому Сенуа решает заботиться о живых. В сиквеле она отправляется в Исландию, чтобы освободить своих соплеменников, которых исландцы утащили в рабство.
Senua’s Sacrifice собрала и фанбазу, и пачку наград. Игру высоко оценили как обычные геймеры, так и критики. Успех первой части серьезно задрал планку ожиданий для сиквела, и Ninja Theory было очень легко упасть в глазах поклонников оригинала.
Получилось ли угодить всем? На Metacritic критики оценили игру на 81 балл. Обычные геймеры — на 71. Все хвалят хорошую картинку и атмосферу Исландии ХХ века и бубнят по поводу геймплея, из-за которого Hellblade 2 воспринимается как интерактивное кино.
С последним можно согласиться — но плохо ли это? Наверное, только в том случае, если от Hellblade 2 вы ожидали приключения в стиле God of War. И там, и тут игрока погружают в скандинавскую мифологию — с богами, великанами и мертвецами-драуграми. Только если история Кратоса — это размашистый экшн, то похождения Сенуа — это мрачное ковыряние в себе. Здесь попросту не нужны прокачка персонажей, прыжки по разным локациям и арсенал оружия.
Hellblade 2 с одинаковой легкостью может как взбесить, так и увлечь. Все зависит от того, какой опыт вы планируете получить. Если вы не готовы к монотонной ходьбе между невзрачных скал, череде одинаковых драк и пачке простеньких загадок, то Hellblade 2 лучше обойти стороной. И наоборот — если фанатеете от условного Death Stranding, а самокопание считаете хобби, то можете смело запускать игру.
После напоминания о том, что было в первой части, игрока чуть покатают на корабле работорговцев. Затем кораблекрушение и — вжух — Hellblade 2 приводит вас на неприветливый исландский берег.
Что нужно сделать? Правильно, подняться и начать ходить. Этим мы будет заниматься львиную долю времени игры. Даже первые полчаса Hellblade 2 — это медленное петляние по угольно-черному пляжу. Сенуа передвигается неспешно даже во время бега и пускается галопом только в определенных сюжетных сценах.
После того, как Сенуа нагуляется по береговой линии, вы найдете меч и вступите в свой первый бой. Сражения тут тоже зацементированы сюжетом: выскочить на какого-нибудь зазевавшегося викинга самостоятельно просто не получится. Вне боев Сенуа даже не может обнажить меч, так что махать им придется исключительно в определенные моменты.
Драки здесь выполнены по мотивам киношных сражений: даже если Сенуа окружит толпа врагов, выходить к кельтке они будут по очереди. Дуэли тут несложные: чередуем сильные и слабые удары, блокируем, контратакуем и иногда «ультуем». В сети боевую систему Hellblade 2 уже успели помутузить за однообразие сражений и скудность арсенала Сенуа.
Мне же местные битвы понравились. Во-первых, все они выглядят кинематографично, и каждый бой заканчивается эффектным добиванием. Во-вторых, дуэли здесь реалистичные. Сенуа не Геральт и не Данте, которые могут размахивать клинком бесконечно. Девушка регулярно делает неловкие замахи, спотыкается и уворачивается в последний момент. Каждый бой дается Сенуа с трудом, из-за чего победа ощущается по-особенному сладко.
Кроме сражений, разговоров и бесконечной ходьбы, в Hellblade 2 есть головоломки. Из первой части перенесли поиск рун, но в упрощенном формате. А еще вращать камерой из стороны в сторону, выискивая нужные символы, придется реже: разработчики будто бы услышали негодование геймеров. Зато появился новый повод для напряжения извилин — загадки с проекциями-галлюцинациями. На фоне какого-нибудь The Talos Principle 2 задачки здесь плевые, так что не переживайте — не зависните.
Картинка в Hellblade 2 хороша. Игру сделали на Unreal Engine 5, а виды Исландии были буквально переписаны с натуры. Сначала остров впечатлил Тамима Антониадиса, одного из основателей Ninja Theory. Затем в Исландию пожаловала вся команда разработки: за две недели они посетили около 40 различных локаций.
Вылилось это путешествие в фотореалистичные скалы, равнины, реки и пещеры. Локации хороши как днем, так и ночью. В последнем случае это будет красота мрачная — с минимальными источниками света и хищными тенями.
Кстати, мало того, что на уровне геймплея игра напоминает фильм, так этот эффект еще усиливается из-за экранного каше. Это мы о черных полосах сверху и снизу экрана. Приплюсуйте сюда отсутствие игрового интерфейса — и получите зрелище, которое хорошо смотрелось бы на экране кинотеатра.
Приключение Сенуа — редкий пример игры, в которой звук так же важен, как и визуал. В Hellblade 2 воительница периодически будет шагать рядом с реальными спутниками, но ее постоянными напарниками будут голоса в голове. Больше всего болтают фурии — два женских голоса, которые комментируют абсолютно все. Они спорят между собой, подбадривают кельтку, обвиняют ее во всех грехах, дают подсказки во время битв и отгадывания загадок, ведут по ложному следу — в общем, не заскучаешь. Куда более предсказуемо себя ведет Тень — мрачный рокочущий голос, который желает нам только плохого. Его Сенуа связывает со своим отцом, и Тень спокойно можно назвать одним из антагонистов игры.
Отметим, что играть в Hellblade 2 нужно только в наушниках. Болтунов в голове Сенуа создавали с помощью бинауральной записи. Из-за этого кажется, что вечно бормочущие голоса перекатываются из одного вашего уха в другое — одновременно и классный, и пугающий эффект.
Hellblade 2 хочется сравнить с лакрицей. То есть это тот случай, когда или сразу да, или категорически нет. Понять, зайдет ли вам новая глава в истории Сенуа, получится где-то за час.
В перепрохождении творения Ninja Theory я вижу мало смысла. Разве что вы захотите собрать все коллекционные предметы: в рамках сиквела это столбы знаний и тайные тропы, скрытые за мистическими каменными лицами. Последние, кстати, иногда находятся сложнее рун, так что их тоже можно приписать к загадкам.
Hellblade 2 — это игра-эмоция длиной в 6—8 часов, переживать которую во второй раз попросту не хочется. Не из-за того, что игра плохая, а как раз наоборот: просто второй глоток воды после марафона не такой вкусный, как первый. Наверняка уже будет не так интересно и тревожно, а ведь именно за этими ощущениями и нужно идти в Senua’s Saga.
Справедливы ли претензии к игре, связанные с тем, что Сенуа уже не так страдает от голосов в голове? Как по мне, это вытекает из финала оригинальной игры: воительница смирились с ансамблем в своей черепной коробке. Теперь фурии не тянут на себя одеяло, а только сопровождают девушку в ее темном походе. Для меня это естественная эволюция протагониста, который стал сильнее.
Станет ли Senua’s Saga: Hellblade 2 главным эксклюзивом Xbox в этом году? Уверен, что в плане популярности игра уступит и красочной Avowed, и новой истории про Индиану Джонса, и долгожданному S.T.A.L.K.E.R. 2. Но это не отменяет того факта, что у Ninja Theory вновь получилось сделать волнующее путешествие между явью и вымыслом. А понравится ли оно именно вам — вопрос открытый.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by